Чумышская машино - тракторная станция
7 мая 1936 года в селе Ельцовка была образована Чумышская Машино – тракторная станция (МТС) постановлением Президиума Тогульского райисполкома Западно –Сибирского края. Чумышская МТС была создана с целью оказания государственной помощи колхозам в обработке земли и механизации сельскохозяйственных работ. В 1936 году она обслуживала 16 колхозов "Завод», «Прожектор», «1 августа», «Память Ленина» - Ельцовского сельсовета. «Любимый труд», «Знамя Ленина», «Муравей» - Аныштаихинского сельсовета, «Восточная Заря», «Проводник», «1 Мая» - Новокаменского сельсовета, «Имени Свердлова», «Первый год второй пятилетки», «Прогресс», «Степан Разин» - Топтушихинского сельсовета, «Верный путь», «Мирный труд» - Мартыновского сельсовета». МТС становилась организационным центром на селе. Оказывали помощь колхозам в агрономическом обслуживании, составлении производственных планов, установлении правильных севооборотов, организации труда, в подготовке колхозных кадров и постановке учета. Руководящая роль МТС в отношении колхозов значительно усиливается в связи с принятием СНК СССР в феврале 1932 года Постановления, по которому содержание МТС полностью передана на государственный бюджет СССР. Вся причитающаяся с колхозов оплата (натуральная, денежная) стала поступать в доход государству. Тем самым подчеркивался должный государственный авторитет МТС и повышалась ее ответственность в колхозном строительстве. С момента образования Чумышской МТС наш район относился к Тогульскому району. Восстановлен был Ельцовский район 28. 06. 1939 года до 01.03.1961 года. Чумышская МТС Ельцовского района Алтайского края переименована в ремонтно – техническую станцию (РТС) Ельцовского района с подчинением крайсельхозуправлению. Ликвидирована РТС на основании приказа управления сельского хозяйства Алтайского края от 20. 02. 1961 года «О ликвидации ремонтно – технической станции в связи с организацией совхозов. К концу 30-х годов Чумышская МТС обслуживала по договорам 16 колхозов. Рабочий день механизаторов начинался в 5 утра и заканчивался в час ночи. В сухое время работали сутками. После осеннее – полевых работ технику пригоняли на территорию МТС и ремонтировали согласно графику. Кадры механизаторов готовили в селе Буланиха. А при МТС в системе велись занятия по агротехнике, работали курсы механизаторов. Колхозам оказывалась помощь в состалении производственных планов, годовых отчетов и правильном распределении доходов колхозников, в эксплуатации энергетических установок, внедрении электроэнергии в сельхозпроизводство, в оборудование животноводческих помещений, силосных сооружений и других производственных построек, а также других работ на основании договора. Колхозы в свою очередь, брали на себя следующие обязательства: выполнять работы, принимаемые на себя, своей рабочей силой и средствами с соблюдением
тех же требований агротехнических и ветеринарных правил по качеству и срокам, не позднее месячного срока после начала уборки урожая, очищать и засыпать доброкачественные семена всех культур, обеспечивать поголовье скота достаточным количеством кормов, животноводческими помещениями, бесперебойно доставлять своими средствами и за свой счет горюче- смазочные материалы для тракторов, комбайнов, двигателей и других машин со склада МТС к месту работы, а также воду, семена, минеральные удобрения, рассаду и посадочный материал к месту работы машин, бесперебойный отвоз зерна от комбайнов и обслуживание молотилок и других машин, надлежащую охрану тракторов и другой сельскохозяйственной техники, ее ремонт, постройку сушилок и навесов для сушки зерна, выделение из числа колхозников для подготовки кадров в училищах механизации сельского хозяйства и на курсах по подготовке механизаторов для работы в МТС, а также для подготовки учетчиков, заправщиков, обеспечить обучение колхозников на трехлетних агрозоотехнических курсах, создавать надлежащие производственные и бытовые условия для работников тракторных бригад ( бригадных полевых станов). При МТС была самая высокоорганизованная форма труда. Высокая дисциплина и строгий учет сопутствовали всему.
Штат работников согласно штатному расписанию и приказов по основной деятельности по личномк составу директора МТС , в 1936 году был следующий: директор, заместители по хозчасти, старший и участковый механики, механики по сельхозмащинам, комбайнам, автомеханик, агротехник – плановик, начальник автоколонны, агроном, зоотехник, ветврач, главный бухгалтер, технический бухгалтер, счетовод, счетовод – кассир, зведующий нефтебазой, начальник пожарной охраны, кладовщики, экспедитор, старший конюх, конюх, слесарь- инструментальщик, машинист молотилки, 15 учетчиков, сторожа конторы, усадьбы, нефтебазы, 3 шофера, комбайнеры, нормировщики, рассыльные. При МТС было создано 15 тракторных бригад. В 1936 году началалось строительство ремонтной мастерской, складских помещений, контрольно – семенной лаборатории. Но грянула война... В 1941 году, с первого дня войны стали уходить мужчины на фронт. На фронт отправляли и технику. Место мужчин занимали женщины, подростки. МТС работали на военном положении. Особенно трудно было с ремонтом , не было запчастей, у женщин не хватало навыка и сил. Был организован узловой метод ремонта. Созданные ремонтные бригады специализировались на каком-то одном узле. Иногда на помощь в ремонте техники приезжали специалисты с Бийска. В неимоверно тяжелых условиях люди трудились поистине героически. Руководство старалось отметить и как –то поощрить их. Так, победителю соревнования по ремонту тракторов и сельхозмашин вручалось переходящее Красное знамя. Многие трактористы тракторных бригад и отрядов МТС (В. Мартынов, Воробьев, Зеленков, Толстов, Якимович, Карнаухов, Пономарева Таисия и др..) выполняли, экономя горючее, плановые задания на 112- 117 %. Им вручалась премия в размере 20-30 рублей. С 1 марта 1950 года директором МТС Яковым И.С., заместителем директора, старшим агрономом Коленовой Зинаидой Ивановной были организованы курсы переподготовки бригадиров тракторных бригад, трактористов и двухмесячные курсы переподготовки бухгалтеров по изучению постановлений, приказов и инструкций по оплате труда. Заведующей курсами была назначена Кузнецова Н.М. Для поощрения бригадиров, трактористов, слесарей, токарей и комбайнеров дирекцией МТС в 1950 году было учреждено переходящее Красное знамя, которое вручалось бригаде, отремонтировавшей полностью технику и прицепной инвентарь с хорошим качеством. За ежедневное перевыполнение норм выработки на ремонте техники вручался переходящий Красный вымпел, имена лучших работников заносились на Доску Почета МТС. Для оказания помощи Чумышской МТС в уборочной компании 1950 года из Ставропольского края прибывали комбайнеры. В последующие годы численность работников МТС изменилась незначительно. В пятидесятые годы происходит массовое укрупнение колхозов района, в том числе и колхозов, находящихся в зоне обслуживания Чумышской МТС. Ликвидированы колхозы им. Чапаева, « Муравей». Их трактора и сельзозинвентарь передаются в распоряжение тракторных отрядов МТС. 5 июля 1954 было принято Постановление исполнительного комитета Ельцовского районного совета депутатов трудящихся и бюро райкома КПСС «О неотложных мерах по подготовке к уборке урожая и хлебосдаче». Ставились задачи строительства токов, ремонт риг, навесов, сушилок, переоборудований молотилок для очистки зерна, закупа автовесов, ответственность была возложена на директора МТС, главных инженеров, председателей колхозов. Из 16 колхозов, обслуживаемых МТС в 1936 году, в связи с укрупнением и ликвидацией ряда колхозов в 1953 году, в зоне обслуживания МТС остаются следующие колхозы: «Память Энгельса», «имени Мичурина», «Победа», «имени Ленина», «Путь к коммунизму», « Имени Маленкова». В 1954 году в тракторном отряде работали бригадиром Егор Сергеевич Быков, трактористы М.А. Скрябин, М.Н. Суслов, В.Е. Толстов, И.К. Журавлев. В 1960 году РТС обслуживала уже 4 колхоза: «Имени Мичурина», «Имени Ленина», «Имени Кирова», «Мировой октябрь». В связи с реорганизацией МТС в РТС ( ремонтно – тракторную станцию) ее задачей было лишь оказание колхозам повседневной помощи в использовании и техническом обслуживании их машино – тракторного парка в выполнении работ по механизации и электрификации трудоемких процессов в животноводстве и других отраслях хозяйства, обеспечение колхозов запасными частями к тракторам и сельхозмашинам, горючими и смазочными материалами.
Другие статьи по теме:
Алтайская губерния в начале векаВоспоминания о прожитых годах
Гончарный цех в Ельцовке
Гражданская война
Ельцовский районный совет депутатов
Жизнь в колхозах
История коммун Ельцовского района
Коллективизация в Ельцовском районе
Комсомольская организация
Чумышская машино - тракторная станция
Шацкий Георгий Саввич