Главная »  Села и поселки района »  Поселок Латвия

Поселок Латвия

.

Этот выдающийся человек на заре двадцатого века жил в нашем районе в селе Латвия, которое находилось в трех верстах от Верх-Нени.. А про него добавлю лишь то, что он единственный из латышей знал хорошо русский язык. Местное население называло его «Волькой-писарем». Возможно поэтому он в таком (17 лет) юном возрасте стал председателем сельского совета. Именно он один в 1920 году провел перепись население всех окрестных сел входивших в состав Поповичинской волости. Село организовали ссыльные латыши, которых царское правительство сослало туда за организацию массовых революционных действий 1905 года. В этом поселении помимо коренных жителей, а в основном это были люди мордовской национальности, проживало около трех сот латышей. Из них взрослого населения было чуть более сотни. Остальные были дети. В Латвии была начальная школа, в которой преподавание велось исключительно на латышском языке. Учительницей русского языка у них была Федосья Петровна Рыкова, которую специально прислали из Поповичево. Она, на удивление, оказалась очень талантливым педагогом и сравнительно за небольшой период времени научила детей не только читать и писать, но и изъяснятся на русском языке. Всего в Бийском уезде было три латышских школы. Несмотря на то, что село располагалось на небольшой реке Бобровке, воду из нее латыши не брали. У них были колодцы. Три колодца с чистой питьевой водой и три  с так называемой «грязной», для хозяйственных нужд. Кстати, эти колодцы, сравнительно в хорошем состоянии, правда, засыпанные уже толстым слоем земли, сохранились. Об этом мне в прошлом году сообщила Светлана Сергеевна Субботникова, жительница Верх-Нени. Следует заметить, что латыши жили зажиточно. Все их хозяйства были объединены в сельскохозяйственную общину, в пользовании которой, находилось, в общей сложности, около тысячах трех сот десятин земли. Вся эта земля  в основном обрабатывалась вручную, поскольку лошадей в хозяйстве было мало. Латыши были очень трудолюбивыми, порядочными и честными людьми. У них хорошо был налажен культурный досуг. Они с большим размахом праздновали свой национальный праздник, который назывался Лиго. Лиго или Янов день. Он очень похож на праздник Ивана Купалы. Жительница Верх-Нени, Е.В.Голякова, жившая когда-то в Латвийском поселке, рассказывала мне, что и после отъезда латышей местное население еще долгое время сохраняло традицию праздновать этот праздник. Его праздновали 23 и 24 июня. Между ними ночь, самый разгар праздника. Все уходили в лес плели венки, жгли костры и, конечно же, искали цветок папоротника. День Лиго-Zalo diena, что означает – зеленый день. В этот день все собирались вместе и пели песни о будущем урожае. И на протяжении многих часов раздавались звуки этого многоголосного пения, а его часто повторяющий припев, «лиго-лиго» слышно было даже в окрестных селах. В Латвии, при сельском совете, была изба-читальня. Избачом, по совместительству был Виллис Лацис. В село регулярно доставлялась газета на латышском языке. Называлась она «Сибириас Циня» - Борьба Сибири. Для села, обсуждение газет в читальне, было важным общественным явлением. С особым размахом в поселении ссыльных латышей праздновался день Микеля. Это праздник урожая. В этот день помимо всеобщего гуляния проводились всевозможные выставки и конкурсы, посвященные собранному урожаю. Латыши, были толерантными, по отношению к местным жителям и населению других сел. Поэтому наряду с тем, что отмечали лютеранскую, они с неподдельным удовольствием  праздновали и христианскую Пасху.

Сегодня от села ничего не осталось, лишь старые тополя напоминают о месте нахождения деревенского кладбища. Теперь сюда обычно весной ходят за колбой, а летом за малиной.

В пятидесятые годы прошлого столетия здесь был друг Лациса – Ян Кронит, главный лесничий Латвийской ССР. От его дома осталась только глинобитная труба от печки, а на месте дома Лацисев был уже самый настоящий бурьян.  Все это он сфотографировал, собрал коллекцию растений для гербария и, конечно же, попил воды из колодца. Кронит был большим знатоком и любителем сибирской природы. Именно по его инициативе многие виды животных и растений Алтая занесены в Красную книгу. Этот хороший человек на протяжении многих лет поддерживал связь с Виталием Бианки и подпитывал его интересным материалом, который, от части, впоследствии, нашел отражение в знаменитой «Лесной газете».

Каждый раз, когда я бываю на месте бывшего латвийского поселка, то меня охватывает сильное душевное волнение. И я думаю не только о том, что там жили когда-то великие люди, не только о прошлом, но и о настоящем и о будущем этого места.

Другие статьи по теме:

поселок Калтык

Деревня Анамас

Деревня Красненькая

Деревня Мало - Мостовая

Деревня Маловодная

Деревня Ненинская

Деревня Поповск

Деревня Северная

Ельцовский приемный пункт Заготскот

Поселок Аныштаиха

Поселок Бадрас

Поселок Бахта

Поселок Бедреп

Поселок Вятск

поселок Голодай

Поселок Гробница

Поселок Диваевск

Поселок Ипатовский

Поселок Казанский

Поселок Каянча

Яндекс.Метрика