Главная »  Села и поселки района »  Село Последниково

Село Последниково

Поселок Последниково Ельцовского района Бийского округа был основан в 1901 году. В 1911 году в  поселке проживало 24 семьи. На момент переписи 1926 года в поселке было 102 хозяйства, проживало всего 505 жителей, численно преобладающей национальностью являлись русские. В нем располагались сельсовет, школа 1-й ступени, лавка общества потребителей. Получило село свое название вовсе не из – за того, что оно «последнее» на Алтае. Заселение шло со стороны Кузнецка, а не Бийска. Бийская крепость построена спустя 100 лет после появления Кузнецкой крепости. Село получило свое название по фамилии начальника (казака) Последникова. Крепость была связующим звеном Сары – Чумышского и Пуштулимского форпостов. В селе  был сельский совет, школа первой ступени, лавка общества потребителей. В 1911 году в село приехали семья Деревягиных,Овсянниковых, М.С. Шестакова, Першины, Василий Крючков. Их дома стояли в лесу, местечко называлось Овсянников отруб. Первая соборня (сельсовет) располагалась в доме Коробейникова. Но через некоторое время сельсовет сгорел.

Scan-140929-0003

На снимке ученики 3 класса Казанской  школы с учительницей Варварой Васильевной  Яблоковой. Они шефствовали над над Казанской свиноводческой фермой.

ЖИВУ В СЕЛЕ Я МАЛЕНЬКОМ

 Соколова Ольга Алексеевна

Живу в селе я маленьком

Среди тайги и вьюг,

Где пихты к небу тянутся,

Где ели ввысь растут.

В это небольшое село я приехала в 1982 году. Мне село понравилось сразу. Не только сама природа, но и люди в нём. В животноводческом коллективе Последниковского отделения приняли меня с теплом и добротой. В этом селе я и стала работать веттехником отделения. Знакомилась с жителями села постепенно. Так и довелось мне познакомиться с жительницей села Кринициной Ольгой Павловной, которой уже давно нет, а память она как заноза, всколыхнётся и заноет. Ольгу Павловну до сих пор помнят в нашем селе.Мы познакомились  с ней случайно: заболело животное. Пришла на вызов. Помню как сейчас: «Передо мной стояла пожилая миловидная женщина с большими голубыми глазами, в которых было столько доброты; серебристые от седины волосы аккуратно зачесаны и заколоты на затылке. Встретила она меня приветливой улыбкой. Посещала я этот дом около недели. Так и познакомились и подружились с Ольгой Павловной. Не сразу у нас завязался разговор – видно, присматривалась, можно ли доверять всё то, что выстрадано и дорого сердцу. Так постепенно наше знакомство переросло в дружбу. Я к ней приходила как к старой подруге. Много мы с ней чаю выпили и многое я узнала о её жизни. Хочу с вами поделиться некоторыми воспоминаниями. Как сейчас слышу её певучей: « Маленькой девчонкой приехала я в 1922 году с родителями в село Последниково. Быстро пролетело детство. До сих пор помню, как сильно я волновалась, когда меня, сельскую молодую девушку, избрали депутатом и председателем исполкома Последниковского сельского Совета».Эта работа стала смыслом её жизни, она была счастлива по настоящему. И если бы пришлось повторить - много не поменяла бы. Она любила депутатские дела, где каждый день с людьми и для людей.В годы Великой Отечественной войны она была на разных постах, была там, где трудней. В 1942 году была заведующей райпотребсоюза, председателем Салмигского сельпо. Не хватало продуктов, одежды для населения, и она ездила в любую погоду за товарами в Бийск. В послевоенные годы все заботы о селе и сельчанах легли на Ольгу Павловну.В 1947 году Ольгу Павловну избрали председателем Последниковского сельского Совета, а в 1958 году – председателем колхоза. Вновь в памяти вставали события той поры: «Была страда, только сгребли хлеб в валки, вдруг тучи, вот – вот дождь хлынет. Подняла, молодой председатель всех от мало до велика на подъём валков.Сама была впереди. Следом за людьми шли комбайны. Всё успели обмолотить, спасли урожай на девяносто двух,, гектарах .С именем Ольги Павловны в жизни последниковцев связало многое, в том числе и строительство школы в 1953 году. Вместе с директором школы Меркуловой Валентиной Прокопьевной добывала она строительные материалы, контролировала работу и проверяла её качество. В 1960 году Ольгу Павловну избирают секретарём сельского Совета, а затем вновь председателем исполкома. В то время на территории Последниковского совета было двенадцать посёлков. То что я рассказала об этом удивительном человеке – это всего лишь мгновение в жизни деревни, в жизни общества. Но из таких мгновений складывается история нашей страны, нашего народа. Я горжусь тем, что я знала человека, который оставил такой заметный след в вечности.

 Мария М ихайловна Завьялова

 Родилась я в Кулунде, Благовещенского района. У нас степь, ни конца ни края и теплее намного. Приехала в Ельцовку по распределению. Из Бийска автобусом, до Бийска поездом. Вечером в девять часов молодёжь шли в клуб, кино! Спросила каким автобусом можно доехать до больницы, меня обсмеяли и указали на маленький домик густо обросший сиренью. Захожу - ба…. Милиция. Рассказала дежурному свою ситуацию и он любезно предложил мне кожаный диван в бильярдной, я с удовольствием согласилась, так как валилась с ног и переночевала без ужина и сновидений. Утром он же после смены увёз меня с чемоданом в райбольницу, где главным врачом в то время был Кудрявцев Евгений Иванович.Это было в июле. А в ноябре 1968 года я стала работать в селе Последниково фельдшером. Работа была тяжелая, но интересная. И кто знает, как было бы иначе, не будь со мной рядом таких людей, как Ольга Андреевна Левашова, Раиса Ильинична Золатаина, Александра Степановна Савина, Александра Трофимовна Заречнева, Галина Васильевна Сердюк – это в больнице, а рядом в селе: Криницина Ольга Павловна, Яблокова Варвара Васильевна, Романова Вера Ивановна – работники сельсовета окружили меня теплом и заботой, опекой и вообще всякой помощью Евгений Иванович Кудрявцев был бессменным депутатом по нашему Последниковскому округу. В село приходилось приезжать не только по работе, но и по депутатским обязанностям. Надо сказать к его приезду мой маленький мед.пункт набивался больными до отказа – принимал как врач, до последнего больного. Только тогда шёл в сельский совет или клуб для отчёта. И иногда тяжело больных осматривал на дому, делал назначения. Дороги были плохи, как зимой так и весной, и осенью особенно. В Пуштулиме был родильный дом, рожениц в основном возили туда, где акушеркой работала Вера Игнатьевна Кулабухова. В любое время суток она безотказно осуществляла помощь. Точек обслуживания было много: Бахта, Матвеевск – там чаще мед.пункт оставался без работника и приходилось обслуживать и его, Казанск, Вятск, Бадрас, Старо-Линейск, хутор Каянча и Рыбальный, Ипатовка.

Дети были в каждом селе, а это каждую ночь куда нибудь да везут, или день. Жила в начале на квартире у Ивановой Аграфены Сергеевны, а потом с девочкой из Башкирии, она бухгалтером была в отделении совхоза, перешли жить в старую почту, Больше хотелось самостоятельности, было мне 18 лет, а Зубаржай -19лет.Помню первые роды на дому: « 1 апреля 1971 года. Страшно волновалась, но из-за срочности пришлось принимать, как «приспичило» завернули ребенка, управились с родихой и только тогда вспомнила, что забыли посмотреть, кто родился мальчик или девочка. Родилась Галя Алексашова. Роды приходилось принимать и ещё не раз, но первые конечно вспоминаются чаще. Также и смертность первая: умерла бабушка Карих и тоже на дому, я считала, что это я виновата. не смогла помочь и долго не показывалась в людных местах, хотя и винить то меня никто и не собирался. Люди были ко мне очень добры. По деревням ездили на санях. Медосмотры проводили с Ольгой Андреевной, детей было много и жила она со мной по два три дня, пока каждому ребёнку в глаза не посмотрит живот и спинку не погладит не уедет, а детей она особенно хроников знала всех. Очень ответственный и требовательный человек, как врач, добрый и мудрый советчик и надёжный очень друг, я бы без неё никогда не состоялась с первого дня моего пребывания в Ельцовке и по сегодняшний день я чувствую её рядом и благодарна судьбе, за это.

Помню поехали на Бахту, а коня с вечера не заказали, пришли утром на конюховку – коней нет, ну и дали нам, что осталось. А это »что осталось» любило по деревне ехать вскачь, а по лесу хоть плачь. В деревню мы въехали держась за сани, а конь в голоп. А обратно – по лесу всю хворостину из хлестали , а он как шёл так и шёл. Перед деревней, у него развязался хомут – нечаянно –выскочили оглобли и мы «с шиком и криком» держа коня за вожжи, а сами в санях, под смех деревенских и дрожа от ужаса въехали в село. Так было.

Эта работа, профессия так сказать, то есть ведь ещё одна сторона жизни: клуб, комсомол, танцы, концерты. Молодость короче. Ни сколько не жалею, что я жила в то, наше время. Зарплата - ни какая, как и пенсия сейчас, зато сколько теплоты и сердечности, задора и дружеских отношений я испытала – нынешней молодёжи, воспитывающийся на погоне за бизнесом: « я тебе ты мне» и приснится не может. Да – бедновато, да не так цивилизовано – за то тебе рады от души. А как проходили наши комсомольские собрания? Повестки были самые разнообразные. Если покос и подготовка дворов к зимнему содержанию скота касался деревенских – он касался и сельской интеллигенции учителей, медицинского работника, заведующую клубом и начальника почты, все были молодые и в основном девчонки, парни в армии. Решали кто куда пойдёт: чистить ток, отрабатывать и засыпать зерно в вечернюю смену после работы.В повестке дня всегда стоял вопрос о подготовки к празднику: Поздравления особо отличившихся, в работе совхозников и концерт. После концерта танцы, обсуждение номеров программы концерта и чаепитие. На концертах иногда выносили частушки, или переделанные песни на злобу дня.

Нет ребят в селе, наш возраст в армии, вот мы и пели.

На ребят заказ пошлём в Москву далёкую,

Не потерпим унижения,

Чтоб во время мирное находились девушки

На военном положении.

Пили в деревне как и во все времена, про нерадивых скотников пели:

Лес да лес кругом

В кормушке сена клок

В том лесу на ферме сдох один телок,

А за ним другой, чуя смертный час,

Другу скотнику подавал наказ:

«Ты товарищ мой не попомни зла

В тёмный лес свези, закопай меня,

А телятушкам подай хоть клок сенца,

Не то свезёшь их в лес, так же как меня

Скотник пьяный был, не слыхал наказ

Что сказал телок ему в последний час

И по сей вот день телята маются

Развивкой голоса занимаются.

Активное участие в работе клуба, где была заведующей Онучина Нина Яковлевна принимали учителя: Пульниковы Влодимир Викторович и Нина Николаевна, Сладков Александр Иванович, Негодяева Галина Николаевна, Шипулина Надежда Дмитриевна, и сельская молодёж: Завьялов Борис Филиппович, Карих Нина Александровна, Антипов Анатолий Васильевич.

Проводились и тематические вечера один из них «Звонок из далёкого детства».Собирали бабушек из деревни в клуб и они рассказывали,  кто и как попал на Алтай вообще. В основном были выходцы из « Рассеи». Наша бабушка Арина Ивановна Завьялова из города Кирова, вятская стало быть, а после вечера их на санях развозили по домам. Ну и конечно же ездили со своими концертами по деревням: Казанка, Вятск, Бахта, Бадрас. Клубов в деревнях не было,  выступали в школах. Там же один раз в неделю ставил кинофильмы. Киномеханикомбыл  Пермяков Леонид Иванович. И вся деревня собиралась смотреть «Щит и меч», «Свадьба в Малиновке», «Трактористы» и другие.

Интересно проходили комсомольские свадьбы. Пытались проводить без алкоголя, но в конце свадьбы, вроде без вина, но все были под спиртным опьянением. Наша комсомольская организация по тем временам считалась активной и боевой,  принимали  участие и в районных мероприятиях типа «Отчётного концерта» в районном доме культуры.  

Проводились Ленинские зачёты.  Условиями  которых были: Итоги работы,  информация с места работы, участие в общественной жизни села, политическая учёба и моральная сторона жизни. Секретарём райкома ВЛКСМ был Ануфриев Владимир Васильевич, а в совхозе Пуштулимский, куда входила и наша организация Жданова Галина Ивановна.С первого сентября каждого года в сельском совете проходила политучёба темы для занятий приходили из райкома КПСС. Так как контингент слушателей самый разнообразный, то занятия начинались с политинформаций, а затем читали биографию В.И.Ленина или другие темы: итоги очередного съезда партии или какую либо работу В.И.Ленина.

Приходили на занятия все, строго каждый понедельник после работы, иногда уставший скотник или доярка под мелодичное чтение Веры Ивановны Романовой – секретаря сельского совета и несменного политинформатора засыпал. Может и не нужно всего этого делать, но мы, молодые чувствовали в этом поддержку, наставничество и какую – то отеческую заботу! Я лично благодарна всем кто был рядом: Байгушкин А.М. Онучины Нина и Алексей, Овсянников Н.П., Криницина О.П., Романова В,И,, Завьялов Ф,Г., Стенин Н.А., настоящие коммунисты того времени. Не все живы в настоящее время, но они всегда в моей памяти и сердце.

 Владимир Владимирович  Пульников: "Я приехал в первый раз в Последниково погостить у своей тети Сладковой Лидии Фёдоровны – в 1962 году. Что удивило меня, пятнадцати летнего горожанина в жизни этой деревни?

- Это абсолютная невозможность добраться до Последниково по земле из Новокузнецка – самолётом было намного проще и быстрее, если, конечно, погода лётная. - Это абсолютное отсутствие электроэнергии и всё трудности, что из этого вытекали для тяжёлой жизни крестьян.

Помню, что в свой первый приезд я привёз заказанные большие батарейки для радио. Как же были рады Сладковы, что они могут слушать новости, концерты…..

- Но увы , батареи долго не служат, а Сладковы – учителя, им нужно быть в курсе всех событий в стране к каждому понедельнику – единому дню политзанятий.

Общее между взрослыми людьми строилось на том, кто что слышат по радио, в Пуштулиме, в Ельцовке, кто что узнавал из писем родных из города, а ещё очень чётко работало сарафанное радио».

Удивительно было смотреть на женщин у колодца, которые с полными ведрами воды на коромыслах стояли порой по часу, перебирая «сарафанные» новости, да ещё умудрялись размахивать руками, крутить станом и приплясывать. Но стояло какому – нибудь мужику, жалея баб, сказать: «Бабы, вы хоть ведра-то с водой на землю поставьте! – как женщины поворачивали головы в его сторону и смотрели на него молча, как на оккупанта, накал страстей у колодца сникал, и бабы расходились, разные «свежие» новости по деревни.

Об электричестве, телевидении все знали, но пользоваться этим чудом не могли, обходились батарейными радио и керосиновыми лампами зимой и летом.

Главным источником всевозможных новостей для взрослой части населения были утренние разнарядки, в конторе на конюховке. Часть молодёжи тоже туда приходила и слушала новости пополам с ярчайшими оборотами деревенской речи, смачно используя их потом в своей среде.

Молодёжь собиралась в клубе на просмотр кино, на показ новых вещей, купленных в городе, но главным «подиумом» моды был магазин. Хлеб возили из Пуштулима, и по поводу привоза хлеба в магазин собирались все женщины деревни, одевшие самые лучшее, что было в гардеробе.

Молодёжь вечером собиралась в клубе, киномеханик – первый парень на селе-запускал движок. Начинался киносеанс, после которого взрослая и женатая молодёжь, не участвующих в клубных посиделках, расходились по домам, а посиделки в клубе продолжались с песнями, с танцами и , конечно же, с обязательными атрибутом деревни – семечки.

Это я вам рассказал о том, что веселило жителей, как они проводили свободное время, которого у них было очень мало.

Труд в поле, труд дома - вот основное время провождение крестьян. И если труд в поле постепенно становился легче и интереснее ( трактора вместо коней, косилки, сеялки и т.п.), то быт, домашний труд оставался очень тяжелым – наносить воды, ухаживать за огородом ( огороды от 20 соток и больше), за скотом постирать, помыть, затопить печь, приготовить завтрак, обед, ужин, что-то почитать и построить, заготовить на зиму дрова и сено - и всё это вручную. Это порой давалось труднее, чем работа в совхозе, особенно женщинам – одиночкам и тем у которых муж живёт «без понятий».

Удивляюсь, что не смотря на тяжелейший труд летом – сенозаготовка, на работу женщины идут с песней, и с работы с песней. А вот дома некогда петь – заботы и работа по горло, выше горла, и всё вручную. И не дай Бог – муж «без понятий» - тут уж такая «песня» на всю улицу, что уши заворачиваются. Бегает баба по хозяйству, слёзы ручьём, орёт – а кто будет что делать? Только она, и он.

Как-то попросили меня женщины в обед рассказать о городской жизни женщин. И когда я рассказал о городской жизни с электричеством, с водой и туалетом в доме, с радио и телевизором, холодильником и стиральной машиной, с кинотеатрами и автобусами, с коврами и автомобилями, с центральным отоплением и электроплитами – все на меня смотрели, как на счастливчика с другой планеты.

Но в конце разговора зависть вдруг неожиданно сменилась на радость и гордость; кто-нибудь начинал:

-Зато у нас воздух чистый и свежий….

-Зато мы здоровые, не болеем..,- подхватывал другой.

-Да что говорить, мы этих горожан своим трудом кормим, подводил итог третий, и я с радостью со всеми соглашался, хотя на душе было от деревенской жизни ох как тоскливо.

Но уже в следующие приезды я чувствовал, что и в Последниково происходят перемены к лучшему.

Меня всё время. Интересовало, почему такое название? Старые люди называли село Последнее, помоложе Последниково. Оказывается, в начале ХХ века сюда приехали люди из Европейской части России по столыпинской реформе. Землемеры нарезали переселенцам землю. В это село заехали в последнюю очередь, и из за того, что в пяти километров Кемеровская область, село и назвали Последнее, а позже, при Советской власти, его переименовали в Последниково, но лучше от этого не стало.

Так что же переменилось в Последниково? В 1963 году около школы строился интернат. Очень много строительства сделал тогдашней директор школы Сергутик Владимир Сергеевич, коренной москвич, окончил московский пединститут и по распределению Ир по желанию приехавши работать в Сибирь.

В центре села появилась местная электроустановка – станция с дизельным генератором на всю деревню. Теперь свет давали утром и вечером на 3-4 часа. По деревне стояли столбы, на которых были лампочки уличного освящения, установленные жителями.

В деревне появился очень важный персонаж, из деревенский, местный, но очень важный. Настолько важный, что он был первым гостем на любой гулянке – машинист электрогенератора.Он смело перехватил первенство у киномеханика, раньше тот был в почёте.

Теперь быт крестьян перестроился в связи с появлением электричесва. Появились электроники, радиоприемники, а у зажиточных, радиолы. Кого считали зажиточными в деревне? Того, кто умудрялся держать скота больше, чем разрешалось; того кто мог что-то безнаказанно украсть и продать; того, кто мог съездить в город на базар с поросятами и мясом, и, наконец, того, кто получал зарплату побольше и не пропивал её, а умел сберечь, накопить и пустить в дело.

С появлением света стали появляться первые старинные машинки. Их было немного, они часто выходили из строя, так как свет был не стабильны, а перепадами, с «перекосами» машиниста электрогенератора.

Да стирать деревенские женщины машинке не очень – то доверяли. Все мало-мало ценное стирали в ручную, а вторичное на машинке. Иногда можно было наблюдать интересную картину: работает стиральная машина, а рядом с ней ванна со стиральной доской и раскрасневшейся, потной от ручной стирки хозяйкой – и та, и другая – в « мыле».Всё это облегчало быт селян, но много приходилось делать вручную – заготовку дров, сена на зиму, огород, вода и прочее.И вот, в 1969 году приехали студенты Ленинградского Электротехнического института и провели постоянную, государственную электроэнергию.С появлением постоянной электроэнергии появились и первые телевизоры, радиолы, магнитофоны, электропечи ипрочие электроприборы.

Но ведь село не зря называют Последниково – оказалось, что село находится в «мертвой зоне» телевещания. Сигналы Ельцовского телевышки мы не принимали совсем, хотя она от нас в 30 км. До нас доходил сигнал из Новокузнецка, это 100 километров. Поэтому телеантенны в Последниково с начало ставили высоченными, но изображение было плохим, пока не пустили телевышку в Мундыбаше – приём и картинка стали гораздо лучше.

Но даже к телеантенне деревенские относились с недоверием. Считали их источником излучений, бед. Один «хозяин» даже обвинил антенну в том, что она стала причиной пожара в деревне , хотя пожар был по вине этого самого «хозяина» - поджог навоз и оставил без присмотра.Стали появляться стиральные машины с отжимом. В большинстве домов «стиралки» уже были. Выросло и доверие женщин к машинкам- за огородами всё чаще стали валяться старые доски. В продаже стали появляться бензопилы «Дружба», а потом и «Урал». Дрова заготавливать стало легче. Совхоз облегчил жизнь механизаторам – сено они могли взять за символическую плату.Жить стало легче и интересней. У молодёжи появилась возможность активного участия в художественной самодеятельности – ездили с концертами в соседние деревни, участвовали в Районных смотрах художественной самодеятельности, завоевали право именоваться сельским Домом культуры, награждались баяном.В совхозе, в районе стало больше машин – они стали чаще ездить через Последниково в Кемеровскую область и обратно. Добраться до Новокузнецка на попутках уже можно было. Но дороги были грунтовые и в таком состоянии, что некоторые участки можно было преодолеть в грязь только на гусеничном тракторе. Как пошутил один первый секретарь райкома КПСС: « От крутенького до Последниково – 100 километров!»,хотя от местечка Крутенького до Последниково всего 3 километра, остальные они «набуксовали» на райкомовской машине.В начале 70-х годов в Последниково появляются первые легковые автомобили «Жигули». Хотя дороги остаются грунтовыми и малопроезжими, потому что по ним стало ездить больше автомобилей как в Кемеровскую область так и в Алтайский край.В середине 70-х начали строительство гравийной дороги Пуштулим- граница Кемеровской области.Жить в деревне стало намного легче.

Оставалась одна очень важная проблема в селе – водоснобжение, в деревне было 5 колодцев, но все они постепенно выходили из строя. Осталось 2 колодца и 2 радника на краях деревни. Воды оставшихся колодцах не хватало, она стола мутной и мало годилась в пищу. На помощь сельчанам пришёл совхоз – проложили водопровод, поставили колонки, пробурили скважину, поставили глубинный насос, большую бочку вместо водонапорной башни – в селе теперь была чистая подземная вода. В период 60 – 80 годов в селе были построены совхозом для учителей, совхозников около 300 квартир, магазин, клуб, в конце 80-х –спутниковый первый канал. Сельсовет построил 3 квартиры, ФАП с почтой, школьный интернат. В деревне работала совхозная лесопилка. Вот так быстро, стремительно изменилась повседневная жизнь крестьян в Последниково в лучшую сторону. Сейчас в деревне сосуществуют черты двух эпох.-первобытного строя - собирательства (присваивающий труд) ;-капиталистического строя – рынок, товарно – денежные отношения. Но наша деревня ничего не производит, она не занимается сельскохозяйственным производством. Значит, она уже не деревня, а , наверное у нас происходит то, к чему так долго и упорно стремились коммунисты – слияние Последниковской жизни с городской. Жить стало хорошо, замечательно, но …скучно. Телевидение вытеснило кино, изменило многие деревенские привычки. Люди стали меньше общаться друг с другом, всё меньше людей стало ходить в клуб, угасла художественная самодеятельность, закрыта школа, закрыт и ФАП, сельсовет. Деревенские житатели теперь почти ничем не отличаются от городских, только дышат свежим воздухом, но уже нет в них радости и гордости от того, что они кормят горожан, а сами себя стараются прокормить, чтобы выжить.

Из воспоминаний Онучиной Нины Яковлевны.    

Много  в  нашей  стране  сёл, но  мне  милее  одно  -  то,  в  котором  я  живу.   Это  Последниково. Конечно,  сейчас  оно  в  упадке,  но ведь  не  всегда  так  было.  И у  Последниково  были  лучшие  годы,  люди  жили и  работали,  радовались  и  печалились,  а  теперь    остались  воспоминания  тех,   кого  уже  нет  рядом.   «На  хранении  в  справочно – информационном  фонде  госархива  Новосибирской  области  имеется   « Список  населённых  мест  Сибирского  края,  округа.  Юго  западной  Сибири»,  изданный  Сибирским  краевым  статиститческим  отделом  в  1928  году.  В  нём  указано, что  посёлок  Последниковский  Ельцовского  района  Бийского  округа  был  основан   в  1926  году.  На  момент  переписи  1926  года  в  посёлке  было  102  хозяйства,  проживало  всего  505  жителей .  Числено   преобладающей  национальностью  являлись  русские.  В  нём   располагались  сельский  Совет,  школа  первой  ступени,  лавка  общества  потребителей».  Это    всё  сухие  факты,  а  вот    воспоминания  тех,  кто  жил,  работал  в  Последниково:Криницина  Ольга  Павловна  и  Онучин  Алексей  Емельянович  уже  не  с  нами,  но  строчки  будто  оживают  и  события  живо  предстают   перед  глазами.  Ольга  Павловна  приехала  в   Последниково  в  1922  году   из  Кировской  области,  Доровского  района,  Поцелуйский  сельский  совет.« В  1922  году  в  Последниково  жили  семьи  Овсянниковых,  Сладковых,  Маниных,  Швецовых,  Шестаковых,   Плотниковых,  Кошелевых…..Проводилось  раскулачивание  зажиточных  крестьян.  Кулаком  считался  Никулин  Василий  -  он  имел  мельницу  на  пруду.  Раскулачивали  и  Дудина  -  кожевника.  Пермякова  Сергея  и  Шуракова  арестовали  по  линии  НКВД.   Пермяков  вернулся,  а  Шураков  -  нет.

Коллективизация  началась  в  1930 - 1932  году.  Сначала   образовалась  2  колхоза:«имени  Пушкина»  и   « Искра».Сельский  Совет  в  те  годы  назывался  в  ту  пору  «сборня».  Первым  председателем  в  сборне   был  Епифанов  Ефим,  секретарём  -  Деревянкин. В  1935  -36  году  в  селе  произошло  слияние  двух  колхозов  в один.  Стал  он  называться   «колхоз  имени  Пушкина».  Колхоз  имел  свою  промартель.  Выращивали  всего  понемногу.  Три   пихтовых  завода  занимались  выработкой  пихтового  масла.  Один  завод  стоял  в  Последниково,  а  два  на  Марковске.  Процесс  изготовления  пихтового  масла  был  следующим:  «В  чан  клали  около  двух  тонн  пихтовой  лапки,  пропускали  под  чаном  горячий  пар,   охлаждали  смолу  и  получалось  масло.  Это  масло  возили  на  лошадях  в  Бийск,  сдавали  и  получали  наличными  деньги. Деньги  шли  на  оплату  труда  рабочих  завода.  В  колхозе  же  в  это  время  работали  в  основном  за  трудодни.Перед  войной  председателем  колхоза  был  Луков  Андриан  Яковлевич.  Он  ушёл  на  фронт  и  погиб.  Его  место  занял  Заречнев  Михаил  Ефимович.  Короткое врёмя  до  войны  ещё  был  председателем  колхоза  Калашников  Анатолий.   Председателями  сельского  Совета   в  разное  время  были:  до  войны  Бирюков  Михаил  Фёдорович,  Криницина  Ольга  Павловна,   Онучин  Пётр  Павлович  -  всю  войну,  Самсонов  Иван  Семёнович  -  1950 по  1951  году,  Болдырев  Василий  Васильевич,  Онучина  Екатерина  Емельяновна,  Сладков  Ефим  Иванович  в  1959  году. В  1961  году  прошла  реорганизация  в  совхоз  « Пуштулимский»  В  колхозе  Были  два   краснодеревщика  ( так  их  называли )  Пётр  Иванович  и  Фёдор  Иванович  Савинцевы.  Они  являлись  самыми  высокооплачиваемыми  рабочими,   изготовляли  сани,  телеги  и  другое.  В  колхозе  имелась  теребаха,   курятник,  свинарник,  овчарня.  Овец  было  до  800  маток, свиней  около  200   штук.  Работали  там  три  основных  свинарки. Дойный  гурт  состоял из  60  коров.  Животноводом  (так  называли  бригадира  животноводства )  был  Сочнев  Илья. В  курятнике  работали  Витошкина  Екатерина  Васильевна  и  Батаева  Наталья  Клементьевна.  Овсянников  Прокопий  Сергеевич  метал  сено.  Он стоял  на  стогу.  За  один  световой  день  он  вымётывал  по  120  центнеров  сена.  Было  тогда  пять  ручных  групп по  сеномётке  -  четыре  взрослых  и  одна  молодёжная. Колхоз  имел  две  пасеки.  Там  работали  Манина  Анна  Яковлевна   позже  её  заменила  Криницина  Клавдия   Павловна )  и  Савинцева  Марфа  Васильевна. Также  в  колхозе  имелась  своя  молоканка.  Туда  после  ручной  дойки  каждая  доярка  носила  на  коромыслах  удой. В  кузнице  и  на  пилораме  работали  Савинцевы  Пётр  Иванович  и  Фёдор  Иванович.  Позже  их  сменили  Василий  Тарасов,  Байгушкин  Александр  Маркович  -  он  ещё  и  сварщиком  был. 

Из книги: Дмитриева Л. М. Ойконимический словарь Алтая .- Барнаул: АГУ, 2001.- 417 ПОСЛеДНИКОВО - село (Ельцовский р-н).Село основано в 1909 г. на переселенческом участке Последнем (А).Прежний вариант названия - с. Последнее: перенос с названия уча­стка. «В 1913 г. была нарезка земли, это место нарезали последнее»; «Землемеры переименовали». В речи старожилов до сих пор употреб­ляется вариант Последнее: «Там Алтайский край кончался».

Последни<script type=

Другие статьи по теме:

поселок Калтык

Деревня Анамас

Деревня Красненькая

Деревня Мало - Мостовая

Деревня Маловодная

Деревня Ненинская

Деревня Поповск

Деревня Северная

Ельцовский приемный пункт Заготскот

Поселок Аныштаиха

Поселок Бадрас

Поселок Бахта

Поселок Бедреп

Поселок Вятск

поселок Голодай

Поселок Гробница

Поселок Диваевск

Поселок Ипатовский

Поселок Казанский

Поселок Каянча

Яндекс.Метрика