Главная »  Села и поселки района »  Поселок Первомайский

Поселок Первомайский

О поселке  Первомайском (Гробнице) воспоминания семьи Поповых записала Туляева Л.Н.

Идет, бежит времечко. Бежит само по себе, не зависит ни от кого. А вот любовь к Родине, поселку Первомайскому (Гробнице), есть какая - то особенная любовь. Ведь вроде и нет ничего особенного, значимого, а вот почему - то прошлое у Поповых: Антонины Дмитриевны и Василия Яковлевича не выходит из памяти. Любят они свои родные места, живет в их памяти любовь к излучинам речки Чумыш, к тем местам... Люди в поселке были дружные, трудолюбивые, как одна семья.  Заселение поселка началось в 1908 году. Поселок Первомайский в эти годы относился к Ельцовской волости,Кузнецкого уезда Томской губернии.  Просуществовал до  1969 года.  Данных   ни в сельском совете, ни в архиве по поселку нет. Похозяйственные книги были сожжены.  В народе поселок называли Гробница. Камень на берегу Чумыша, неподалеку от впадения речки Большая Гробничка в Чумыш очень  уж похож на гроб. Заселялся поселок Первомайский во время Столыпинской реформы. Поселенцы ехали из России. Горы и лес, неописуемой красоты природа, высокие отвесные берега реки Чумыш, обрывистые скалы, привлекала их. У каждого были свои национальные традиции,обычаи. Каждый по - своему был умен и привлекателен. Сами учились выживать. Земля была бесценной для них. За стол не перекрестясь не садились, и слов зря на ветер не бросали. Вот фамилии переселенцев: Осетров Матвей Иванович 1853 года рождения, жена Осетрова Прасковья Клементьевна 1855 года рождения приехали в Гробницу с четырьмя детьми, дочь осталась в Москве. Курильский Иван с пятью сыновьям - Романом,  Ивойлом, Лазарем, Павлом, Петром и дочерью Феклой. У сынов были свои семьи: У Курильского Петра Ивановича было шестеро детей : Евдокия, Егор, Алексей, Михаил,Василий и Зинаида. У Курильского Ивойла Ивановича были дети - Николай, Федор и Володя. Попов Яков Алексеевич 1895 года рождения, жена Устинья 1893 года рождения имели пятерых детей - Ивана, Константина.Василия,Владимира и Зины. У Попова Пимона Алексеевича было три дочери от первого брака и пятеро детей от второго брака. Дети от первого брака Анастасия,  Евдокия, Майя, а от второго брака  тоже были дети, но их никто не помнит. Из Гробницы уехали в 1933 году в Целинный район. Соснины,Старкины,Макеев Андрей,Мещеряковы,Лосевы. Кулешов Василий Трофимович 1894 года рождения, жена Анастасия Федоровна 1894 года рождения, Бочкарев Иван Матвеевич, жена Марфа Афанасьевна 1873 года года рождения, прожила 103 года. Переселенцы активно заводили хозяйство и застраивались. Избы строили в основном из четырех стен, сложенных из бревен размером 5x5, или чуть больше 6-8 метров, сверху были постелены  толстые доски или бревна и засыпаны землей или выложены дерном, крыши крыли  тесом. У состоятельных переселенцев было было более основательное жилье - дом "связь" - две комнаты, соединенные сенями. например, у Сосниных, Кулешовых ,Осетровых. Дома строили окнами на юг, чтобы жилье лучше прогревалось солнцем.

Треть избы занимала русская глинобитная печь с голубцем. Над входной дверью у потолка, от печи до стены, устраивались полати, это было спальное гнездо для детей и подростков. Убранством избы была деревяная кровать, у стен стояли широкие лавки, в "куте", месте у печки, по нашему кухне, размещались полки, и самодельный шкаф с простенькой посудой. Вещи хранились в сундуках. В переднем углу обязательно размещалась божничка с иконами, у некоторых перед иконами весела лампадка. Каждый крестьянский двор обносился изгородью. Скот внутри села ходил без пастуха (маленькие телята и свиньи). Поселок в верхней части был обнесен канавой, крупнорогатый скот скот пасся за пределами  села. Все вопросы сельской жизни решали главы дворов на сходке. А так работали каждый со своей семьей, жили единолично. Семьи были большие. Особенно славились семьи, где были сыновья, большая подмога отцу, поэтому эта семья и жила хорошо по сравнению с другими. В каждой избе всегда висела зыбка, на черемуховом или березовом очипе для грудных детей. По престольным праздникам ездили в Пуштулим, на базар, там шла бойкая торговля. Продавали все, что необходимо было крестьянину - скот, зерно, мед, сбрую, инвентарь, деготь, постное масло... Базар превращался в праздник, куда съезжалиь со всех близлежащих населенных пунктов.  Население поселка было верующим. Строго соблюдались посты, все церковные праздники, посещали  молебный дом. В поселке поселялись люди разных профессий. Нак, например, Кривоногов был мельником. Он построил в 1928 году большую мельницу на Чумыше, сам сделал водяное колесо, жернова купил в Сталинске Кемеровской области. Плотину строили по его проекту всем селом. На дно укладывали хворост и засыпали землей, сверху укладывали дерн. Соснины владели плотницкими, строительными  навыками (делали мебель, ящики для белья), занимались охотой. Соснин Артем Вавилович построил двухэтажный, хороший дом. У всех братьев Сосниных были добротные крестовые дома, приехали они из Черниговской области. Кулешов Егор Васильевич хорошо ремонтировал гармошки, тоже занимался плотницким и столярным мастерством. Плотников Иван Фомич делал из глины всякую посуду. Курильская Александра Алимпиевна (в народе ее называли Лимпеевна) принимала роды, лечила от разных болезней. Соснина Марфа хорошо лечила вывихи заговором, её звали "Колдунья", потому, что она обладала гипнозом, у нее был дар от природы. Усаживала больного на лавку, сама вставала перед иконами и начинала шепотом  читать молитву и молиться. Умывала больного святой водой и отправляла домой. Сеанс лечения проводила несколько  раз. Со всех деревень приезжали к ней лечиться. Из Черемшанки учитель привозил своего ребенка, горб у него рос, Марфа расправляла ему косточки с наговорами и вылечила, горб перестал расти. А учитель сильно боялся, чтобы его не выдали, что он, учитель, обращается к знахарке. А она лечила и детей и взрослых. Принимала роды, лечила детей от всех болезней и Бочкарева Марфа Афанасьевна. Закусов Федор очень хорошо катал валенки из шерсти. Многие, конечно, сами катали валенки, шили сапоги из свиной шкуры, которые выделывали сами. Шорные работы выполняли сами. Много было кулинаров в поселке. Особенно славилась Попова Устинья Ивановна, она была мастерицей на все руки и всегда стряпала  на Новый год пряники в школу. Рукоделием славилась Старкина Надежда Лазаревна, Киселева Евдокия Лазаревна. Они вязали, пряли, ткали с различными узорами половики, вышивали, шили одежду. Невест выбирали в поселке не только по внешнему виду и уму, а также смотрели на ее ттрудолюбие, мастерство, на ее родителей. У каждой невесты был сундук с приданным. Курильская Мария Романовна задушевно могла исполнять песни, а ее сыну Алексею Викторовичу передалось это по наследству. 

Другие статьи по теме:

поселок Калтык

Деревня Анамас

Деревня Красненькая

Деревня Мало - Мостовая

Деревня Маловодная

Деревня Ненинская

Деревня Поповск

Деревня Северная

Ельцовский приемный пункт Заготскот

Поселок Аныштаиха

Поселок Бадрас

Поселок Бахта

Поселок Бедреп

Поселок Вятск

поселок Голодай

Поселок Гробница

Поселок Диваевск

Поселок Ипатовский

Поселок Казанский

Поселок Каянча

Яндекс.Метрика