Главная »  Коллегам »  Екатерина Савинова: жила, как пела

Екатерина Савинова: жила, как пела

Господи! Прости меня за то, что я Искусство люблю больше, чем Жизнь!

К. С. Станиславский

 

Алтай называют жемчужиной Сибири, славные имена его лю­дей - золотым фондом. И вот таким золотым человеком является Ека­терина Федоровна Савинова.

Екатерина Савинова... Когда произносишь эту фамилию, встает удивительный образ человека, личности, замечательной актрисы, пе­вицы, человека необычайной доброты, остроумия... Все эти слова не придуманы только по случаю того, что человека больше нет с нами и, стало быть, нужно говорить только хорошее. В обычной жизни Екате­рина была искренней, увлекающейся и устремленной, хранила в себе благодарность той земле, что одарила её талантом.

Она родилась 26 декабря 1926 г. в селе Ельцовка. Семья Ека­терины была большой и дружной. Деды Савиновых приехали в Си­бирь из Пензенской губернии, осели на Алтае, в Ельцовке. Отец, Фё­дор Яковлевич, окончил три класса церковно-приходской школы, бат­рачил, позже работал в колхозе счетоводом и лесником. Мать, Мария Семёновна, грамоты не знала, читать и писать её научили дети. С семи лет она работала нянькой у купца Шацких. Купеческие дети учились в Петербурге и, когда приезжали домой, много рассказывали о сто­личной жизни, пели арии из опер, романсы. Позже Мария Семеновна как сказки рассказывала своим детям содержание опер "Пиковая да­ма", "Иоланта" и других, сама пела отрывки из арий, а ребятишки ей подпевали.

Из четырех детей Катя была младшей. Очень рано в ней от­крылись способности к пению. Часто ельцовские парни и девушки уносили маленькую Катеньку за село на гору Колокольчик, что у реки Чумыш, где усаживали посреди круга и просили спеть. Умиленным слушателям она сначала пела песни, а потом обо всем, что видела: о земле, реке, цветах, горах, о небе, птицах... В семье Савиновых все любили петь. Вечерами вместе садились на крыльцо или вокруг кост­ра (тогда ужин готовили на улице) и пели хорошо, задушевно. Соседи открывали окна и слушали.

Школьницей Катя была непременной участницей постановок художественной самодеятельности. Учила песни с граммофонных пластинок и пела в школе, в клубе, в районном радиоузле, ездила на смотры. И была у Кати мечта, часто говорила она: "Хоть уборщицей, но в театр. Выучу все главные женские роли, и вдруг актриса заболеет или еще что случится, я и предложу сыграть".

Шла война, и Катя, как и все её сверстники, рано повзрослела и познала горечь утрат. В 1943 г. умер отец (мать пережила его всего на два года). В 1944 г., окончив десятилетку, Екатерина твердо решила ехать в Москву, учиться на артистку. Мать обменяла последнюю кар­тошку у эвакуированных литовцев на шерстяное платьице, голубень­кое с белым воротничком, собрала снедь в дорогу.

На сибирячку, ранее не видевшую даже железной дороги, встреча с Москвой произвела ошеломляющее впечатление. Сначала Савинова попробовала поступить в Театральное училище имени Щеп­кина. После неудачи сдала экзамены в институт землеустройства (что­бы не возвращаться домой), но, проучившись немного, из него ушла. На следующий год Екатерина поступила во ВГИК. На вступительных экзаменах Катя Савинова читала монолог Анны Карениной перед ги­белью. Она очень понравилась комиссии и была принята, но после первого семестра отчислена. В Москве Кате пришлось выживать самой, ждать помощи бы­ло неоткуда. Дождавшись нового набора во ВГИК, Катя вновь сдала экзамены и была принята в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пы­жовой, которые разглядели в угловатой сибирячке дар характерной актрисы, оценили её глубокий, богатый голос, непосредственность и трудолюбие. На одном курсе с Екатериной Савиновой учились Вяче­слав Тихонов, Нонна Мордюкова, другие известные актеры и её бу­дущий муж - актер и режиссер Евгений Ташков.

Во ВГИКе на экзаменах по мастерству у Савиновой были одни «пятерки». Учась во ВГИКе, она переиграла множество ролей - от Коро­бочки в гоголевских «Мертвых душах» до Тоси из спектакля «Два­дцать лет спустя» Михаила Светлова. В дипломной постановке «Там, где не было затемнения» Савинова блестяще сыграла роль Гурьянов- ны, пожилой женщины с трудной судьбой, в войну потерявшей мужа и вырастившей двоих детей. Никому из зрителей и в голову не прихо­дило, что перед ними двадцатилетняя актриса. По окончании ВГИКа Савинова получила диплом с отличием.

Спектакль «Там, где не было затемнения» шел на сцене теат­ра-студии кинотеатра. Там же Савинова сыграла роль первой гостьи в постановке «Бедность не порок». В этой же роли Екатерину увидел известный режиссер Алексей Дикий. Потрясенный, он говорил акте­рам своего театра: «Товарищи дорогие, сходите, пожалуйста, в театр кинотеатра и посмотрите этот спектакль и на первую гостью - это яв­ление. Катя Савинова - это явление в искусстве, я такого, пожалуй, не видел». Алексей Дикий пригласил Екатерину в свою постановку «Гро­зы» А. Островского на роль Кабанихи (заметим, что актрисе было в то время 25 лет). Екатерина Савинова была полна надежд. Свойственные ей жизнерадостность, обаяние, остроумие весьма соответствовали образу героини фильма И. Пырьева «Кубанские казаки» - веселой бе­локурой колхозницы Любочки, роль которой стала дебютом Савино­вой в кино и сделала актрису известной широкому кругу зрителей.

Еще студенткой Катя начала придумывать «свой» фильм. Как вспоминает актриса Клара Лучко, снимавшаяся вместе с Савиновой в «Кубанских казаках», на съемочной площадке Екатерина, замкнутая и отстраненная, часто вслух тихо проговаривала слова: «Девочка в черном платьице, на босу ногу - башмаки, у телеги идет в город учиться на артистку...». Это были начальные слова будущего фильма «Приходите завтра», принесшего ей славу. Поставил его в 1963 г. Ев­гений Ташков.

«Ох, не нужно тебе ехать», - говорила дома мать. А когда приехала поступать, гардеробщица в консерватории ей сообщила: «Опоздала, дочка. Прием окончен». Но девушка не сдается. «Прихо­дите завтра», - отмахивается от неё профессор-вокалист. И она при­шла в шесть утра... Уж очень хотелось ей быть артисткой, нести людям любимые песни. Вот и сидит девушка в вестибюле, показалась знакомая высокая фигура профессора. Фрося смотрит с такой надеж­дой, так доверчиво и робко, что сердце старика дрогнуло.

...«Вдоль по Питерской, - лихо объявила Фрося, - музыка на­родная, слова - не помню... Наверное, тоже народные. Исполняет Бурлакова Фрося». И запела почти басом с шаляпинскими интонация­ми -так, как было записано на знакомой пластинке. Простота и непо­средственность, бесхитростный показ своих способностей, а главное, несомненный незаурядный талант. Сколько искренности и души.

Привыкший к строгим консерваторским порядкам, продикто­ванным правилам приема, старый педагог вдруг восстал против них. Неужели он должен заниматься с бездарностями, которые вовремя подали документы, и откажет этой одаренной девушке?! Нет, он не согласен с директором, и кроме плана есть еще и моральная ответ­ственность перед искусством... И Фросю зачислили. Судьба героини фильма настолько похожа на судьбу её исполнительницы, что одно­сельчане Савиновой после просмотра фильма даже написали ей письмо, в котором упрекали в неточностях. Каждый, кто сталкивается с суждениями Фроси о жизни, с её отрицанием всего чуждого здравому смыслу, невольно переоценива­ет свои взгляды. Нетребовательность к себе, легкий успех превратили некогда талантливого скульптора Николая Васильевича в ремесленника от ис­кусства. Критика воспринималась им как посягательство на авторитет, завистничество. Отступив однажды от истины, покрывшись тонким слоем «безобидной» лжи, художник предпочитает удобную жизнь трудностям, связанным со всяким новаторством.

            Понадобилось появление нового человека - человека, который через невзгоды и лишения идет к своей цели. Пример этого человека, простой девуш­ки Фроси, встряхнул скульптора, разбудил в нем истинное, чистое от­ношение к искусству.

Доверчивость и непосредственность Фроси покоряют и хоро­шего в душе парня Костю. Преданно и верно ждет он её часами около консерватории...

Все музыкальные номера в фильме актриса исполняет сама. Она обладала редким, чудесной красоты и силы голосом в 3,5 октавы. Комедия «Приходите завтра» имела необыкновенный успех и долгую экранную жизнь. В 1963 г. роль Фроси Бурлаковой была при знана лучшей женской ролью года. В 1965 г. Екатерине Федоровне было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. Она стала из­вестной, её узнавали на улицах, подходили, просили автограф...

Однако время успеха быстро прошло. Актриса, которую назы­вали «Шаляпин в юбке», переполняемая желанием работать, вновь оказалась «за кадром». Среди редких в последние годы предложений сняться в кино лучшей оказалась роль Матрены в фильме К. Воинова «Женитьба Бальзаминова».

Невостребованность угнетала актрису. Как сказала режиссер Ренита Григорьева, «талант разрывал её». На вопросы журналистов о своей жизни Савинова отвечала: «Да всё ужасно, я больше не могу». Даже концертную деятельность и учебу в Гнесинке пришлось пре­рвать из-за болезни. Она очень страдала. Ещё за год до трагической кончины в разговоре с актрисой Ольгой Гобзевой Савинова сказала, что слышит голоса, которые ей диктуют: чтобы счастлив был сын Анд­рей, она должна лечь на рельсы. Это не оставляло её. Как вспоминает Клара Лучко, в апреле 1970 г. Савинова позвонила ей, попросила за всё прощения, после че­го отправилась в Новосибирск к сестре. 25 апреля она убрала кварти­ру, оделась во всё чистое и пошла на вокзал. Там это и произошло... И остался страшный документ, где в графе «причина смерти» записа­но: «Отделение головы колесами поезда».

Таких актрис, как Екатерина Савинова, - единицы. Она при­надлежала к числу немногих людей, которые почти физически излу­чают свет и тепло. И её образу подходят молитвенные слова Стани­славского: «Господи! Прости меня за то, что я Искусство люблю боль­ше, чем Жизнь!».

Родное село Екатерины Савиновой сильно изменилось со времени выхода фильма «Приходите завтра». Но и сейчас среди фа­милий жителей нашего села можно встретить те, которые она пере­числяет с экрана. Бурлаковы, соседи Кати, чью фамилию она выбрала для своей героини, живут в Ельцовке до сих пор. Дом её родителей стоит на улице, названной именем актрисы Савиновой. В Ельцовской районной библиотеке проходят презентации двух изданий книг «Свет погасшей звезды». К 85-летию со дня рождения Екатерины Федоровны Савиновой в 2011 г. в селе Ельцовка открыт мемориальный музей, а с 2012 г. проводится межрай­онный фестиваль народного творчества в память об актрисе «Свет да­лекой звезды».


Другие статьи по теме:

Екатерина Савинова: жила, как пела

Календарь памятных дат Ельцовского района на 2015 год

Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки

Положение о порядке проведения аттестации работников культуры Ельцовского района

Яндекс.Метрика