Главная »  Новости »  Декабрьское восстание в истории России

Декабрьское восстание в истории России


В 2020 г. исполняется 195 лет событиям на Сенатской площади, которые известны под названием «Восстание декабристов». 1825 и 1826 годы были вехой, рубежом, разделившим многие биографии на периоды «до» и «после»... Это относится, конечно, не только к членам тайных обществ и участникам восстания. Уходила в прошлое определенная эпоха, люди, стиль. В память об этом событии Алтайский региональный центр доступа к ресурсам Президентской библиотеки подготовил тематическую викторину "Декабристы в истории России" 

http://akunb.altlib.ru/2020/12/11/viktorina-dekabristyi-v-istorii-rossii/

Попытка государственного переворота в 1825 году была организована группой офицеров-дворян, которых позже назовут декабристами. На портале Президентской библиотеки в цифровой коллекции «Декабристы в истории России» представлены уникальные материалы, которые дают возможность читателю ознакомиться с разными оценками восстания на Сенатской площади и составить свое представление о событиях того дня.

Тайные общества в России стали создаваться после Отечественной войны 1812 г. Вначале они существовали в форме офицерских товариществ, кружков молодых людей, связанных дружескими и чаще родственными отношениями. Появились они в форме различных масонских объединений.

Причину, побудившую молодых людей, блиставших в великосветских салонах, пойти против существующей власти, Константин Дубровский, автор хрестоматии «Декабристы» (1925), объясняет так: «Это были в большинстве те русские офицеры, которым после 1812 года пришлось побывать в Европе и подышать её революционным воздухом и которым позднее пришлось сравнить с нею убогую русскую действительность, полную нищеты, произвола и бесправия».

Это подтверждают и слова Михаила Фонвизина, одного из основателей Северного общества декабристов: «Великие события Отечественной войны, оставя глубокие впечатления, произвели… беспокойное желание деятельности». Его воспоминания опубликованы в издании 1906 года «Мемуары декабристов: (записки, письма, показания, проекты конституций, извлечения из следственного дела)».

 В 1814 г. в Петербурге А. Н. Муравьевым была образована "Священная артель". Известен также "Орден русских рыцарей", основанный М.Ф.Орловым. Эти первые организации фактически не предпринимали никаких активных действий, но имели большое значение для будущего революционного движения. В них формировались идеи и взгляды будущих руководителей декабризма, которые уже тогда поставили вопрос об изменении существующего строя и преобразовании, как они тогда говорили, "угнетенного отечества".

После завершения заграничного похода и возвращения большей части русской армии на родину в Петербурге в феврале 1816 г. возникло первое политическое тайное общество будущих декабристов, получившее название «Союз спасения», а с февраля 1817 г.«Общество истинных и верных сынов Отечества». Его основатели: П. И. Пестель, А. Н. Муравьев, С. П. Трубецкой. Вскоре к ним присоединились К. Ф. Рылеев, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин, С. И. Муравьев-Апостол и др. Фактически все эти люди, образовавшие первое тайное общество, стали в дальнейшем руководителями декабристского движения. "Союз спасения" считается первой политической организацией в России, т.к. в нем впервые появились революционные программа и устав, получившие общее название "Статут". Текст этого документа до нас не дошел, но на следствии, после своего поражения, декабристы подробно изложили его содержание. В "Статуте" были заложены две основные идеи переустройства российского общества, которые декабристы пронесли как флаг вплоть до 1825 г. Это были их фундаментальные требования, ради которых они пошли на смерть и на каторгу, — ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия.

За два года существования организация окрепла и накопила политический опыт. Вместе с тем ее руководители понимали, что она крайне малочисленна и фактически не способна на активные действия. Задуманный ими план — принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию — не могли осуществить 30 человек, составлявших ядро первого общества. Поэтому на повестку дня встал вопрос о создании нового общества, более организованного и, главное, более многочисленного.

В январе 1818г. был создан "Союз благоденствия". Это была довольно крупная революционная организация, насчитывающая около 200 человек. Ее состав по-прежнему оставался преимущественно дворянским. В ней было много молодежи, преобладали военные. Организаторами и руководителями ее стали А. II. и Н.М.Муравьевы, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, П.И.Пес­тель, И.Д.Якушкин, М.С.Лунин и др.

Новые программа и устав общества получили название "Зеленая книга" (по цвету переплета). Приверженность заговору и крайняя конспиративность руководителей союза выразилась в том, что существовали две части программы. Первая часть, связанная с легальными формами деятельности, была известна всем членам общества. Вторая часть, где говорилось о необходимости свержения самодержавия, ликвидации крепостничества введении конституционного правления и, главное, об осуществлении этих требований насильственными средствами, была известна лишь особо посвященным членам общества. Легальная деятельность, в которой принимали участие все члены общества, заключалась в попытках формирования в России прогрессивного общественного мнения. С этой целью создавались просветительские организации, издавались книги и литературные альманахи. Члены общества действовали и личным примером — отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю чужих, наиболее одаренных, по их мнению, крепостных крестьян.

Идейные и тактические разногласия привели к решению о самоликвидации "Союза благоденствия". В то же время, предпринимая такой шаг, руководство общества намеревалось избавиться от предателей и шпионов, которые, как оно не без оснований по­лагало, могли проникнуть в организацию. В начале 1821 г. на московском съезде Коренной управы "Союз благоденствия" был объявлен распущенным. Это не означало завершения тайной деятельности, так как начался новый период, связанный с активной подготовкой к революционному выступлению.

Вскоре после роспуска "Союза благоденствия" создаются новые декабристские организации — Северное и Южное общества.

Южное общество возникло в марте 1821 г. на Украине. Его создателем и руководителем был П. И. Пестель, отличавшийся пламенным республиканизмом и, по свидетельству соратников, некоторыми диктаторскими замашками. В состав его учредителей вошли также А. П. Юшневский, Н. В. Басаргин, В. П. Ивашев и др.

В 1822 г. в Петербурге было образовано Северное общество. Его признанными лидерами стали Н. М. Муравьев, К. Ф. Рылеев, С. П. Трубецкой, М. С. Лунин.

Оба общества мыслили действовать вместе. Они были крупными для того времени революционными политическими организациями. Их руководители создали несколько хорошо теоретически разработанных проектов будущего устройства России. Основными обсуждавшимися документами стали "Конституция" Н. М. Муравьева и "Русская правда" П. И. Пестеля. "Конституция" отражала взгляды более умеренной части революционеров, "Русская правда" — радикальной.

Как и ранее, в центре внимания стоял вопрос о будущем государственном устройстве России. Н. М. Муравьев выступал за конституционную монархию — такую политическую систему, при которой исполнительная власть должна была принадлежать императору (для преемственности сохранялась наследственная власть царя), а законодательная власть передавалась парламенту, названному им "Народное вече". По мысли Н. М. Муравьева, избирательные права граждан ограничивались довольно высоким имущественным цензом. Таким образом, из политической жизни страны исключалась значительная часть населения и, в первую очередь, крестьяне.

Оба проекта касались и других сторон социально-политического устройства России. Важно отметить, что они предусматривали введение широких демократических гражданских свобод, отмену сословных привилегий, значительное облегчение военной службы солдат.

Н. М. Муравьев предлагал федеральное устройство будущего российского государства, П.И.Пестель настаивал на образовании неделимой России, где все народы, по его мнению, должны были слиться в единый.

В программных документах декабристов отразились наиболее передовые демократические идеи того времени. Они шли в одном русле с общим ходом европейского развития и их осуществленное могло бы способствовать модернизации России.

Яндекс.Метрика