Главная »  Села и поселки района »  Поселок Пила

Поселок Пила

 После войны на полях сеяли лен. Была там начальная школа. Поселок разъехался в 1968 году.  Из воспоминаний семьи Марьиных: 

"Заселение Верхнего Приобья русскими людьми началось в начале 18 ве­ка. После того, как казаками были сломлены основные очаги сопротивления татарских и джунгарских племен и сооружены Белоярская крепость (1717 год), а затем Бикатунская (Бийская) (1718 год), поток переселенцев на эти земли значительно увеличился. К 1720 году по берегам реки Чумыш образо­вывается множество поселений. Село Ельцовка, основанное в 1770 году, явля­лось волостным центром Томской губернии до 17.06.1917 года. Подавляющее большинство переселенцев были выходцами с северо-европейской части Рос­сии Архангелогородской губернии, окрестностей Великого Устюга, Соль Камска, Каргопола, а также русского Поморья. Черносошенное (государст­венное) крестьянство, непривязанное к помещикам, массово покидало евро­пейское малоземелье и двинулось осваивать неведомые новые земли. Немалая часть среди переселенцев была из беглого люда, под другими фамилиями и разного рода прозвищами. Освоение Предсалаирской равнины, низкогорного Салаира с множеством рек и плодородными землями, началось одновременно с двух сторон. С запада, вверх по реке Чумыш и с Томской губернии и Кузбас­са на юг. Поэтому можно лишь предполагать о заселении Ельцовской волости. Упорядоченный учет и плановое поселение переселенцев началось фактиче­ски лишь с 1906 года. Основываясь на том, что большинство потомков волости уезжало в Кузбасс дорогами, которые знали их предки, можно предположить, что первопоселенцы поселка Пила прибыли с верховьев реки Чумыш. Живо­писная долина в излучине реки с песчаным берегом, куда впадает маленькая речушка, прозванная в народе Пилкой, так как в ее устье и по дну Чумыша были такие перекаты, словно зубья пилы. Прилегающая долина пересекалась двумя ручьями, поодаль возвышались холмы, которые на северо-западной части были обрывистыми, поросшие лесом. Все это привлекло искателей вольной землицы. Ранней весной, когда посиневший лед был крепок, а земля, освободившись от снега, задымилась испариной, в эту котловину прибыла не­большая группа крестьян, семей 15-20. Никто не знает, спустились ли они по льду Чумыша или с холмов, по чуть пробивавшейся уже зеленой траве. Пере­селенцы увидели здесь следы обитания когда-то людей на этом месте. Не­сколько вырытых в косогоре землянок были кем-то разрушены. Поодаль стоя­ли позеленевшие от времени остовы из жердей, напоминавшие чумы татар. Но это не отпугнуло прибывших. Облюбовав себе место, семьи начали сооружать шалаши, рыть землянки. Шел 1867 год. К осени вдали от берега излучены ре­ки, у основания холмов, были сооружены первые дворы. Строительство шло от зари до зари, избы ставили, в основном, из четырех стен, сложенных из бревен. Сверху накатывали также бревна, засыпали землей, а затем укладыва­ли дерн. Со временем наводили крыши, покрытые тесом. Окна были все на юг, для прогрева. Русская печь занимала треть избы с голбцем. У печи, вдоль сте­ны, устраивались полати для детей. Убранством избы была деревянная кро­вать, у стен стояли лавки, а у печи размещались полки или самодельные шка­фы с глиняной посудой. Вещи хранились в сундуках. В переднем углу обяза­тельно размещалась «божничка» с иконами, у некоторых висела лампадка. Каждый двор обносился изгородью из жердей. Сам поселок, в верхней его части, был обнесен также изгородью, за которой пасся скот. С отменой крепо­стного права в 1861 году крестьяне массово покидали помещичьи земли и двигались за Урал, в поисках свободной земли. По рассказам служилых каза­ков, вернувшихся с походов в Сибирь, они узнавали о бескрайных свободных просторах неосвоенной земли. Прибывшая семья Кошкиных с Поморья (рес­публика Коми) с семьями нескольких земляков в 1877 году остановилась у по­селка Пила, в котором насчитывалось уже дворов двадцать. Земли рядом были уже заняты, и им пришлось осваивать холмы за рекой Пилкой. К полям дороги были лишь при заморозках, а летом лишь в сухую погоду. Зато урожаи были лучше, чем у поселка. Община старожилов приняла их хорошо, отвела им земли под дворы у скалы. Земля долины у самого побережья реки Чумыш ос­тавалась свободной, так как считалась малоплодородной.

Третья волна поселенцев на землях поселка Пила пришлась на лето 1902 года. Их было семей пятнадцать, в том числе и семьи Федора Марьина и Ильи Савинцева. Сход села решил, что если кто согласен, то можно осваивать зем­лю у берега Чумыша под дворы. Пахотные же земли под зерновые были отве­дены в верховье речки Пилка, где вновь прибывшие вынуждены были на сво­их полях строить избушки, рыть землянки. Некоторым там приходилось жить все лето, так как расстояние от поселка доходило до пяти километров. Новым хозяевам пришлось наводить мостки через ручьи и болотца, проделывать до­роги. В это время активно начало развиваться пчеловодство. Пасеки, как пра­вило, обустраивались у своих полей. Мед употреблялся сотами. Медогонок тогда еще не было. Семьи Федора и Ильи обустроились недалеко друг от дру­га, у реки. Их огороды спускались к небольшому ручью, бегущему в Чумыш. Вскопанная лопатами суглинистая почва была еще влажной, ее перекапывали, рыхлили, с надеждой хотя бы вырастить картофель и овощи к зиме. Все во­просы жизни поселенцев решал сход глав семей. Каждая же семья жила своим миром. Семьи, в основном, были большими. Все трудились, от мала до велика. Большинство изб строились сообща, по очереди. Вначале приходилось жить в шалашах и землянках до глубокой осени. Главным благом для людей была ре­ка, кишащая различной рыбой. Обустраиваясь, поселенцы одновременно под­нимали целину, готовя землю под будущий посев зерновых. Землю делили по жребию, в зависимости от числа едоков. Сохами пахать в большинстве суглинистую почву было очень тяжело, поэтому четыре железных плуга на весь по­селок резали целину от зари до зари, лишь меняя лошадей. Расплачивались с владельцами этих плугов кто, чем мог. Некоторым приходилось корчевать лес и кустарники. Местами почва была каменистой, и хозяевам приходилось раз­рывать свои поля по разным местам, выпаса для скота и сенокосы были об­щими. На берегу стояли огромные козлы, на которые клались бревна, один становился на лаги вверху, второй стоял на земле. Так пилили вручную по очереди плахи и тес из пихты и осины для дверей, крыш и других столярных изделий. Бани и курятники рыли на склонах, со временем пристраивая к ним сараи. Первая зима, для вновь прибывших, была тяжелая, некоторые в землян­ках остались в зиму. Печи из самана и камня хорошо обогревали хозяев, а вот животные оставались под открытым небом. Высокие заплоты из частокола лишь защищали их от ветров и волков. Но как только обильные снегопады равняли верхушки изгородей, поселенцы набрасывали сверху жерди и ветки, на них укладывали снежные пласты. Получались хорошие тепляки, к которым прорывались тоннели. Люди медленно, но настойчиво сживались с окружаю­щей природой и старожилами. За водой ходили к прорубям на реке, туда же водили и скот на водопой. Некоторые из поселенцев занимались охотой, а ры­балкой -все. Особенно к этим занятиям были пристрастны подростки, ловя петлями из конского волоса рябчиков, зайцев. Более опытные охотники добы­вали лося, косулю, нарыв с осени ямы на тропах, идущих к реке. Женщины при лучинах и коганцах всю долгую зиму пряли, ткали, шили. Мужчины зи­мой заготавливали лес. Старожилы знакомили их с местами, где произрастали пихта и осина, помогали им лошадьми и бричками-лесовозами. Часть леса с тайги сплавлялась плотами весной и летом. Старожилы также рассказали пе­реселенцам, как и почему начал называться их поселок. Когда они впервые прибыли в село Ельцовку зимой, кто-то из местных татар, узнав, с какого мес­та они прибыли, произнес: «Так вы поселились там, где Пила!?» Так и оста­лось в народе, а потом и в волостных ведомостях это название. В первую зиму на масленицу Федор Марьин впервые прибыл на ярмарку в Ельцовку обозом, пытаясь хоть что-то обменять на хлеб, сбрую и т.д. Наготовив лес, новопосе­ленцы всю зиму стучали топорами, готовя его к строительству амбаров, сара­ев, пристроек к избам. Весной, едва подсохли поля, поселенцы начали пахать их еще раз сохами. Поля порыжели, так как плодородный слой на холмах был тонким, что особенно беспокоило крестьян. Но когда осенью на полях вы­строились частые копна из золотистых снопов зерна пшеницы и овса, народ повеселел. Вторую зиму новоселы встретили более окрепшими, а главное со своим хлебом.

9 ноября 1906 года вышел царский указ, подготовленный Петром Сто­лыпиным. Началось массовое переселение бедного крестьянства из европей­ской части России в Сибирь. На юг Сибири с 1907-1914 годы было переселено 734 тысячи человек. Большая часть их прибыла в Томскую губернию, в кото­рую входил и Алтай. Весной 1908 года началось плановое расселение вдоль Салаирского кряжа. Большая партия переселенцев прибыла в Ельцовку в конце мая 1908 года. Она направляется вверх по реке Чумыш. На второй большой излучине реки, куда привел их волостной землеустроитель, всех разместить не удалось. Прибывшие сразу обозвали это место «гробницей», так как в устье речки, впадающей в Чумыш, лежал огромный камень, напоминающий по форме гроб. Оставшихся семей двадцать землеустроитель повел выше по реке. Дойдя до все еще мало учтенного поселения Пила, он определил переселенцам земли под дворы между старожилами и выше между холмами, образовав пе­реулок, протянувшийся вверх от реки. Переписав всех старожилов и наличие их пахотных земель, землеустроитель уехал, оставив на усмотрение их схода решать все вопросы дальнейшей жизни вновь прибывших. Наделенная земля становилась фактически частной собственностью крестьян, что являлось ог­ромным стимулом в развитии сельхозпроизводства в Сибири. Так как подав­ляющее большинство переселенцев было из бедного сословия, то их прави­тельство кредитовало. При этом размер ссуды устанавливался в зависимости от почвенно-климатических условий. Кредиты выделялись и на общесоциаль­ные нужды: строительство дорог, мельниц, церквей, школ и т.д. В 1909 году в поселке открылась школа с тремя классами. С прибытием четвертой волны переселенцев жизнь в поселке совершенно изменилась. Зазвучали песни и гармошки, участились свадьбы. В летние вечера вся молодежь собиралась на берегу Чумыша, где звучали под гармонь песни, танцы, пляски. В долгие зим­ние вечера молодежь собиралась на вечеринки в домах. Кроме пимокатни появились свои столяры, шорники, кузница, цех по выделке шкур, рушалка зерна. По престольным праздникам отправлялись целыми семьями на базары не только в Ельцовку, но и в Пуштулим. Там шла бойкая торговля с концерта­ми, различными играми, аттракционами. Это были праздники, куда съезжа­лись со всех близлежащих деревень. Церкви или молильного дома в поселке не было. Божественные ритуалы проводились в каждой семье дома. Появи­лись своя повитуха и колдунья, лечившая своим гипнозом и травами, в изоби­лии которых вокруг было множество. Самотканые вещи постепенно стали подменяться товарами из сукна и ситца. По чистому льду до позднего вечера все дети каталась на самодельных коньках из сучьев березы, а по снегу ката­лись на самодельных лыжах, спускаясь с крутых обрывов. Летом, от мала до велика, купались в реке, все умели плавать. Здесь же купали лошадей, поили скот, брали воду в дома, полоскали белье. Февральская, а затем и Октябрьская революция 1917 года на жизнь в поселке не повлияли. Колчаковское движе­ние, партизанская борьба, бушевавшая всего в десяти километрах от поселка, также почти не затронули устоев жизни в поселке, скрытого в своей лагуне скалистым, обрывистым берегом с юго-востока и холмами с перелесками, с множеством малых рек с северо-запада. После посевной 1924 года в поселке новая власть из Ельцовки объявила о создании здесь колхоза «Колос». Внача­ле в него вступило почти половина единоличных хозяйств. Старшее поколе­ние было категорически против отдавать свое кровное в общий котел. Боль­шая же часть молодежи была «За». А когда в колхозе появился первый трак­тор «Колесняк», с двумя лемехами прицепного плуга, еще часть единоличии- ков вступила в колхоз, в том числе и Аксинья Марьина с сыном Семеном от­вели на колхозный двор лошадь с сенокосилкой. 22.01.1928 года на Алтай прибывает И.Сталин. После чего на нежелающих вступать в колхоз, началось давление. Власть, видя, что оставшиеся единоличники по-прежнему успешно ведут свои хозяйства, регулярно выплачивая продналог, начали лишать их по­косов и лучшей пахотной земли. Но они выживали, несмотря на то, что их де­ти в большинстве своем ушли в колхоз. С лета 1929 года начинается раскула­чивание тех, кто наживал свое богатство своим потом, хозяйской смекалкой, трудолюбием предков и детей. Некоторых высылали за строптивость к новой власти. Так, вначале 1930 года был сослан Михаил Савинцев за то, что когда с него потребовали завышенный продналог, он в сердцах высказал: «Заберите вон еще мою дочь!». В это время его умершая дочь Мария лежала в гробу на лавке в доме. В этом же году сослали и сестру Михаила, Марию Кривоногову. Муж ее, Иван, построил водяную мельницу на реке Чумыш. Сам сделал водя­ное колесо, добыл жернова, плотину строили всем поселком. Перед высылкой он сбежал в тайгу, а Марию с тремя детьми отправили в Нарым. Через полтора года она тайком возвращается в поселок, похоронив двух детей по дороге. Долго пряталась с сыном в подполье у родственников. Лишь перед войной с помощью селян построила избу, выучила сына, который становится офицером Красной Армии и погибает в 1943 году на фронте. Раскулачены были и братья Ведягины, Петр и Павел, и многие другие. На конец 1928 года в поселке на­считывалось 62 двора, где проживали семьи: Савинцевы, Гончаровы, Старце-вы, Марьины, Кощеевы, Кошкины, Кутькины, Ведягины, Сундуковы, Киневы и т.д. В это время, в ветхом доме школы открывается четвертый класс, и она начинает работать в две смены, так как не хватало помещений.

Все колхозники обязаны были выработать минимум трудодней. Никаких поблажек ни на детей, ни на болезни, ни на возраст не было. Больничные не давались, дни болезни не оплачивались. Пенсии колхозникам также не начис­лялись. Лишь в конце пятидесятых годов стали начислять 22 трудодня по ро­дам и 8 рублей выплачивать пенсионерам. В это же время впервые колхозни­кам начали выдавать паспорта. В 1935 году в колхозе появилась жатка с моло­тилкой. С появлением конной сеялки крестьяне впервые перестают разбрасы­вать зерно с лукошка. На сеялку была установлена норма, засевать не менее трех гектаров пашни. В основном, люди трудились хорошо, некоторые даже поддерживали стахановское движение. 28.09.1937 года постановлением ЦИК СССР Ельцовский район был передан в Тогульский район. Соседний колхоз «Горный Алтай» (поселок Гробница) был значительно богаче колхоза «Ко­лос», здесь умело применялась система поощрения передовиков производства и лучшие из них представлялись к наградам. За намеченные правлением кол­хоза планы, был жесточайший спрос. Сергей Марьин, любивший порядок и дисциплину, работая от зари до зари летом на пашне, а зимой на ферме, стал подумывать о переезде в соседний поселок. Но жена Федосья не хотела поки­дать родной поселок. 2.07.1939 года Ельцовский район восстанавливается. По рассказам старожилов поселка, до войны люди жили хорошо. На трудодни по- лучали основные сельхозпродукты, овощи в изобилии выращивали на своих огородах, деньги добывали на рынках, торгуя, или сдавая в потребкооперацию мед, молочные продукты, мясо и пр. Кто хотел, строили добротные дома. Кол­хоз «Колос» становится одним из лучших хозяйств в районе. Молодежь почти вся оседала в родном поселке. Отслужив в Армии, парни все больше привози­ли в поселок невест из других мест, так как в селе почти все перероднились. Сельский клуб располагался в бывшем зерноскладе, где показывались кино­фильмы, проходили танцы, работала художественная самодеятельность. Окончив четыре класса, дети продолжали учиться в Ельцовке, часто в любую погоду по выходным приходили домой пешком. До 1953 года клуб в летний сезон превращался в детские ясли. Кино показывали в поле на культстане или на улице у клуба. В основном же в летнее время молодежь веселилась на бере­гу Чумыша. Конный двор (конюховка) был центром всех организационных колхозных дел. Здесь была вся техника, проводились планерки, в распола­гающейся в углу двора избе, была контора. В середине июля 1941 года в посе­лок неожиданно приехали председатель сельского совета (он находился в по­селке Гробница) и какой-то военный. Собрав сход жителей во дворе конюхов-ки, председатель объявил, что началась война. Интересно то, что в поселке проживали даже участники войны 1905 года с Японией. Зачитав список при­зывников, и приказав им назавтра к десяти часам быть в Ельцовке, они уехали. Поселок погрузился впервые за все годы в зловещую тишину. Наутро Сергей Марьин наказал сыну Семену все по хозяйству и, обнимая младших детей,сказал жене и матери: «Ждите, я вернусь, и заживем мы с вами по-новому.»

За сельской изгородью, шагая рядом с отцом у телеги, Семен твердо сказал: «Пап, я скоро буду рядом с тобой бить немцев». Семен трижды просил отпра­вить его добровольцем на фронт, но каждый раз ему отказывали, так как тому шел лишь семнадцатый год. В октябре, прибравшись по хозяйству, Семен едет в Ельцовку к дяде Александру Гончарову. Тот «делает» ему справку, прибавив к его возрасту два года, с ней он идет в военкомат и через два дня отправляет­ся на фронт. Ни рыдания матери, ни увещевания Аксиньи не остановили Се­мена. Семен был не по возрасту высоким, статным, крепким парнем. Главой семьи остается пятнадцатилетний Егор, который управлял уже трактором ЧТЗ. С 1942 года на него была наложена бронь. Жителей поселка не пугал каторж­ный труд на полях и ферме. Они лишь ежедневно, с внутренним содроганием, ожидали почтальона. Но, несмотря на невзгоды, потери мужей и сыновей, ле­том, как и прежде, звучали задушевные русские песни на покосах и току кол­хоза. Мальчишки и девчонки заменили ушедших на фронт. Они уже с двена­дцати лет начали мыслить по-взрослому.

Зимой 1942 года Сергею Марьину под Ленинградом вражеский осколок отрывает пальцы правой руки, и он с забинтованной рукой возвращается до­мой. Вскоре селяне избирают его своим председателем колхоза. А поздней осенью 1943 года Сергей посылает Егора на бричке в Бийск за тяжело изра­ненным Семеном. Под Воронежем автоматная очередь прошила ему правый бок и раздробила колено левой ноги. До конца жизни он ее туго перематывал по утрам, чтобы она не так болталась, и ходил с тростью. За три месяца Федосья с Аксиньей выходили его, и он смог даже шоферить много лет. Радости в семье не было предела, «колеченные", но главное, живые.....!

Для жителей поселка период войны был самым трудным, особенно в долгие зимы. Аксинья вставала первой. Молилась недолго. В комнате было холодно, так как за ночь изба сильно выстывала. Одинарные стекла окон по­крывались толстым слоем льда. Подбивала квашенку, а с вечера была натерта картошка для смешивания. Затем вставала Федосья, находу пожевав холодную картошку в «мундирах» с капустой, бежала на ферму, на дойку. Растопив печь, Аксинья что-то варила, пекла лепешки, строго выдавала их внукам в за­висимости от их труда. Работали все. На обед вновь была картошка, редко с молоком. Хлебные булки были как лепешки. В огородах сажали много под­солнухов. Зимой же на саночках, а то и на плечах, группами ходили за восемь­десят километров в Новокузнецк (Сталинск) на базар, где продавали, меняли семечки, калину, сушеную клубнику на вещи. За четыре дня оборачивались, падали от изнеможения, а через неделю-две вновь шли по проторенным тро­пам через тайгу.

Сергей был требовательным председателем колхоза. Часто вставал раньше Федосьи, проверял работу на ферме, в конюшне. Приходил домой поздно вечером, а в уборочную и посевную вовсе ночевал на полях. В долгие зимние вечера просиживал в конторе колхоза, при коганце готовил отчеты и планы. Часто вечерами уезжал в Ельцовку на совещания, которые заканчива­лись порой к утру. Особенно ему трудно давалось писать левой рукой. Без­дельники ругали его, но большинство селян уважали и понимали его.

Больше половины мужчин не вернулись в родной поселок Пила. Боль­шинство вернувшихся фронтовиков с рвением приступили к своему делу на родной земле. Некоторые же с трудом привыкали к мирной жизни, ежедневно празднуя Победу со стаканом самогона. Сергей понимал эте и медленно, но настойчиво вовлекал их в повседневный тяжелый крестьянский труд. Он ви­дел, что это были уже не те лапотные мужики, а тертые в огне боев бывшие солдаты, ничего и никого не боящиеся, открыто высказывающие свое мнение. Ведя ежедневную целенаправленную работу среди колхозников за повышение производительности труда, укрепление дисциплины, улучшение жизни селян, Сергей к 1950 году выводит колхоз «Колос» в один из лучших в районе. Кол­хоз получает две грузовые автомашины. Это было огромным подспорьем в ве­дении хозяйства. Борьба Сергея Марьина по укреплению дисциплины и по­рядка закончилась тем, что весной 1951 года братья Крыловы подстерегли его и жестоко избили. Милиция не приняла никаких мер, и Сергей отказывается от руководства колхозом. Он стал помогать жене, которая ведала колхозной пасекой. Через полгода, когда уборка урожая срывалась в колхозе, районное начальство и колхозники упросили Сергея вновь возглавить хозяйство. По возвращению Сергей ставит бригадиром фермы своего племянника, Василия Марьина. Весной 1953 года колхоз «Колос» ликвидируется и бригадой входит в колхоз им. Мичурина с центральной усадьбой в Ельцовке. Сергей отказыва- ется возглавлять бригаду и переходит бригадиром на ферму, а бригадиром по­селка избирается Василий Марьин. Самый молодой руководитель нового кол­хоза с первых дней показал себя достойным приемником своего дяди. Жена, Антонина, хотя и проявляла недовольство за то, что Василий мало уделял внимания своему дому, отдавая всего себя бригаде и людям, но в душе пони­мала и сочувствовала мужу. Через два года бригада пос. Пила становится лучшей в колхозе. В это время Сергей переходит пасечником колхоза вместо жены, где и протрудился до пенсии. В 1955 году названия поселков меняются. Гробница становится поселком Первомайским, а поселок Пила переименован в Гвардейский. Поднятие целинных и залежных земель коснулось и поселка Пила. Были распаханы не только холмы, где земля была плохой, но и доброт­ные сенокосные угодья, где люди годами готовили для своего и общего скота корм. Выпаса сократились, что повлияло на удои молока. Стали сеять травы, очищать околки. В 1957 году, молодой руководитель лучшей бригады йо^хоза едет в Москву в составе Алтайской делегации на Всесоюзную выставку. На ней Василий Марьин получает первую правительственную награду. Человек высочайшей ответственности, дисциплинированности, рачительности, умею­щий ценить людей, Василий, как и его дядя, пользовался уважением людей. Он был независим и в своих поступках, что приводило иногда к конфликтам с начальством.

В феврале 1961 года колхоз имени Мичурина ликвидируется и на его ба­зе создается совхоз Ельцовский. Приказом его первого директора -А.Е.Бородина, Василий Марьин назначается управляющим отделения поселка Гвардейский.

Со средины пятидесятых годов поселок начал сокращаться. Молодежь, окончив школу, массово покидала родное село. Большинство уезжали в Куз­басс. Молодые семьи также с болью в душе начали покидать свои усадьбы, в основном, из-за детей, отсутствия детского сада, медицинской помощи и дру­гих социальных условий. Дети, после окончания четырех классов, вынуждены были отрываться от родителей в интернат в Ельцовку. По выходным, из-за от­сутствия дороги, детям приходилось идти домой пешком восемь километров. Все это привело к тому, что в поселке осталось 42 двора. Василий добивается установления генератора в поселке, и в 1962 году в домах и на ферме появля­ется электрический свет с 6 утра до 12 ночи. Это было огромным событием для жителей поселка. Мотористами электростанций^ до конца были Иван Са-винцев и Григорий Маслов. Селяне, особенно молодежь, были благодарны своему управляющему и за капитально отремонтированный клуб, заработав­ший круглогодично, и за возрождение детских ясель. Дети, приученные с ма­лолетства к труду, с энтузиазмом помогали взрослым на сенокосах, току, про­полке полей. В 19.... году директор совхоза А.Ф.Затлер переводит В Марьина управляющим центрального отделения совхоза в Ельцовку. Через год Василий перевозит свой дом и семью в Ельцовку по адресу Чапаевская 13.

С начала шестидесятых годов склады в поселке закрыли, зерно стали увозить с полей на мехток в Ельцовку. А когда районные власти определили, какие села неперспективные, с постепенной их ликвидацией, началась массо­вая миграция населения из сельской местности. Создавались условия для вы­нужденного перенаселения людей. Если в тридцатые годы люди срывались с родных мест, страшась раскулачивания, то в шестидесятые годы они покидали свои усадьбы из-за отсутствия должных социальных условий проживания. Большинству селян очень жаль было покидать свои усадьбы, родные поля, па­секи, могилы своих предков. В 1967 году на живописном месте бывшего по­селка Пила (Гвардейский) организовывается районный пионерский лагерь, ко­торый два года еще сторожила Мария Ильинична Кривоногова (Савинцева), и летом 1969 года последняя покинула свою избу в родном поселке. Сегодня благодарные потомки приезжают на это место, чтобы прикоснуться к деревь­ям, посаженным их предками, послушать пение птиц, посмотреть на перекаты Чумыша, со сжатым сердцем пройтись у чуть заметных бугорков могил родных им людей.

 

Другие статьи по теме:

поселок Калтык

Деревня Анамас

Деревня Красненькая

Деревня Мало - Мостовая

Деревня Маловодная

Деревня Ненинская

Деревня Поповск

Деревня Северная

Ельцовский приемный пункт Заготскот

Поселок Аныштаиха

Поселок Бадрас

Поселок Бахта

Поселок Бедреп

Поселок Вятск

поселок Голодай

Поселок Гробница

Поселок Диваевск

Поселок Ипатовский

Поселок Казанский

Поселок Каянча

Яндекс.Метрика